городской фестиваль методических идей "Разбуди талант"
"Формирование финансовой грамотности на уроках математики посредством геймификации обучения"
Информационно - методический центр города Тюмени
Результаты участия в фестивале методических идей
Конкурс молодых профессионалов «Фестиваль методических идей и проектов «Разбуди талант!» завершился 30 января 2020 года.

18 молодых педагогов со стажем работы до 3 лет и 2 заместителя директора по учебно-воспитательной работе со стажем работы в должности до 5 лет участвовали в номинациях «Моя методическая идея» и «Моя проектная идея».

Вручение диплома призёра городского фестиваля методических идей "Разбуди талант"
В номинации «Образовательные технологии в практике профессиональной деятельности» - победитель Замалова Динара Ильдусовна (МАОУ СОШ № 89 города Тюмени), призёр Тукач Татьяна Василиевна (МАОУ лицей № 81 города Тюмени).
Открытый урок в 6 "М" классе
Экономическая игра "Город будущего"
(Геймифицированный урок математики на формирование финансовой грамотности)
Содержание конкурсной работы
В современном быстро развивающемся мире умения просто зарабатывать деньги, недостаточно. Уметь зарабатывать – это не значить быть финансово стабильным.

Финансовое просвещение и воспитание детей – сравнительно новое направление в педагогике.

Для того чтобы формирование финансовой грамотности у учащихся было более успешным, научить решать рядовые задачи по математике недостаточно. Нужно обеспечить ученику наиболее полное погружение в ситуацию, где ему придется принимать ответственные решения. Создать на уроке модель реального применения финансовой грамотности можно посредством геймификации обучения.

На сегодняшний день для изучения финансовой грамотности в рамках обучения в школе с 1-11 класс отведено, на мой взгляд, недостаточно времени, а именно 16 часов для каждого образовательного уровня.

Именно поэтому представленная тема требует особого внимания на протяжении всего обучения. Кроме того, при изучении математики указанного количества часов будет недостаточно, чтобы качественно подготовиться к 17 заданию профильного уровня математики (ЕГЭ).

Таким образом, свой целью я ставлю использование приемов геймификации у обучающихся для формирования финансовой грамотности в процессе изучения математики.

Сама по себе геймификация — не новое явление, скорее новый термин и его определение. В упрощённом виде она существовала и в советской школе: Константин Ушинский рекомендовал включать в монотонную учёбу игровые упражнения, например, викторины.

Данная технология включает в процесс всех, используя такие элементы как динамика, мотивация и взаимодействие пользователей.

Сегодня существует ряд стереотипов относительно выбранной педагогической технологии:
Стереотип 1. Существуют дисциплины, к которым геймификация не применима. Алгебра, геометрия… они ведь слишком серьёзные Я же уверена, что игры можно применять на любом уроке. Учиться надо с удовольствием и весело (хотя и не забывать о том, что это труд).

Стереотип 2. Старшеклассники уже взрослые для геймификации. А к ЕГЭ как готовиться будем? ЕГЭ, конечно, экзамен с высокими ставками, но точно не самоцель системы образования. Жаль, что подготовка к экзаменам остаётся лишь тренировкой, многократной и монотонной. А игры доступны для всех возрастов. Они меняются, становятся сложнее вместе с возрастом ребёнка, но остаются по-прежнему играми.

Стереотип 3. Каждый урок должен быть геймифицированным Главный закон в обучении — всё должно быть целесообразно. Там, где лучше всего педагогическую задачу решает игра, должна быть игра. Где есть средства и инструменты, которые полезнее, — там необходимо использовать эти инструменты.

Изучение финансовой грамотности на уроках математики можно представить в виде следующих этапов:

I этап (5 – 6 классы). В этот период можно включать задачи на формулу стоимости покупки, простые проценты, задачи на оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы, представление распределения бюджета с помощью диаграммы.

II этап (7 классы). На данном этапе школьники решают задачи с финансовой составляющей, учатся планировать бюджет, рассчитывать налоги, сравнивать прибыль от различных видов вложения денег. А при решении систем линейных уравнений удобно совместное рассмотрение функций спроса и предложения.
Изучение основных статистических характеристик: моды, медианы и среднего арифметического рядов дает возможность показать учащимся различные подходы к оценке средних значений, например, средней зарплаты в регионе или в какой-либо отрасли.

III этап (8 – 9 классы). В восьмом классе закрепление и развитие финансовых представлений школьников продолжается при изучении обратной пропорциональности. В девятом классе формирование основ финансовой грамотности прежде всего возможно с помощью решения задач на расчеты некоторых видов кредитов и депозитов, которые сводятся к применению формул сумм арифметической и геометрической прогрессий.

IV этап (10 – 11 классы). Дальнейшее развитие линии финансовой грамотности тесно связано с изучением показательной и логарифмической функции. Это задачи на применение формул банковского кредита и депозита, задачи на нахождение минимального срока кредита на определенных условиях. Помимо использования нового математического материала, важно продолжать закрепление раннее изученных финансовых алгоритмов. Для этого можно привлекать соответствующие задания из открытого банка ЕГЭ, включая их в самостоятельные работы, математические диктанты, устную работу.

Что касается приемов геймификации, то все представленные этапы можно объединить в две большие группы. На I и II этапе преобладают такие формы как комбинированная игра, экономическая игра, сюжетно-ролевая игра, конкурсная игровая программа. На III и IV этапах можно использовать более сложные формы: ролевая игра живого действия, различные виды квестов, квизиумы, интеллектуальные шоу, настольные игры.

На момент защиты, я работала в школе всего лишь 1,5 года, поэтому финансовую грамотность у детей начала формировать с 2018-2019 учебного года, когда ребята были в 5 классе. Я решила провести исследование. В качестве экспериментального класса взяла 5 «М» класс, где систематически использовала приёмы геймификации, включая задачи на формирование финансовой грамотности, а в 5 «К» и 5 «Н» классах финансовая грамотность формировалась в рамках предусмотренной программы.

В конце учебного года в итоговую контрольную работу была включена задача по финансовой грамотности. Качественный результат по решению задачи В1 показали учащиеся класса, в котором систематически велась работа по формированию финансовой грамотности на уроках математики. Результаты можно проследить в таблицах ниже.

Заметив очевидный успех учащихся при решении финансовых задач в 5 «М» классе, я решила практиковать данную деятельность и в текущем учебном году, включая 6 «К», 6 «Н» и другие классы на этой же параллели, присоединенные в новом учебном году.
Made on
Tilda